Контур детали с элементами сопряжения Шрифты чертежные Последовательность нанесения размеров Изображение прямых, плоскостей и многогранников Позиционные задачи на пересечение прямых и плоскостей

  Уклон – это тангенс угла наклона одной прямой к другой (рис.2.20).

 Возьмем произвольный масштабный отрезок (а). Построим прямоугольный треугольник

  Рис.2.20

i = tg α =  =15:75=20%

 На чертеже уклон задают или в процентах (рис.2.21) или отношением чисел (рис.2.22). Уклон 1:5 означает, что на пять единиц длины мы имеем одну единицу высоты. Т.е. прямая АС имеет уклон к ВС 20% или 1:5. Позиционные задачи – это задачи, в которых определяется взаимное расположение различных геометрических фигур относительно друг друга.

На чертежах уклоны обозначаются специальным знаком, см. ГОСТ 2.304-81. Острый угол знака уклона должен быть направлен в сторону снижения высоты, одна сторона угла параллельна полке линии-выноски.

  Рис.2.21 Рис.2.22

 Уклон используется, например, при изготовлении фасонного проката: швеллеров, двутавров, тавровых профилей и т.п.

 Рассмотрим пример построения уклона внутренней грани нижней полки швеллера (рис.2.23).

  Рис.2.23

 1. По данным размерам находим точку А, через которую пройдет заданный уклон (рис.2.24).

  Рис.2.24

На свободном поле чертежа строим уклон 10% (1:10 = 10:100) и через точку А проводим прямую, параллельную линии уклона.

Выбираем масштабный отрезок любой величины.

  Рис.2.25

 3. Дуга радиуса 3 – это сопряжение между линией уклона и вертикальной прямой. Строим по правилам построения сопряжения между прямыми (рис.2.26).

 

 Рис.2.26 Рис.2.27

  4. Дуга радиусом 8 – это сопряжение между линией уклона и вертикальной линией стойки (рис.2.27).

 5. Аналогично строим верхнюю полку швеллера.

  6. Так как высота стойки швеллера очень большая по сравнению с длиной полки, и стойка имеет постоянное сечение, то можно сделать разрыв, как показано на рисунке 2.28.

 Рис.2.28

  7.Проставляем размеры. Все построения на чертеже сохраняем.


Пересечение прямой с поверхностью многогранника